Екатерина Лысова: «Для того, чтобы продать картину за границу, мне приходится брать разрешение в Министерстве культуры»
Картины художницы из Коростеня Житомирской области Екатерины Лысовой находятся во многих частных коллекциях не только наших соотечественников, но также зарубежных ценителей искусства. Самородок без специального художественного образования создает настоящие шедевры. Екатерина Григорьевна, так как же все люди ходит на работу, но только к мольберту. Она может на одном дыхании рисовать весь день и остановиться только глубокой ночью.
— Беру в руки кисть, и время для меня будто останавливается, — признается 60-летняя художница Екатерина Лысова. – Когда творю, не замечаю, что делается за окном – сияет солнышко или уже вышла луна. Часто бывает, что уже ложусь спать, но приходит идея новой картины, и я возвращаюсь к мольберту. Очень люблю рисовать пейзажи, любимый город, людей на фоне домов. А также натюрморты, портреты.
Множество картин художницы уехало в Италию, Испанию, Швейцарию, Данию, Польшу, Чехию. Иные пересекли океан и улетели в Австралию, Канаду и Америку.
— Каким образом вы передаете картины, ведь очень важно не повредить полотно? И сложно ли передать их за границу? – интересуюсь у художницы.
— Для того, чтобы продать картину за рубеж, мне каждый раз приходится брать разрешение… в Министерстве культуры, — объясняет Екатерина Григорьевна. – Поэтому, первым делом еду в столичный департамент контроля за перемещением культурных ценностей и культурного наследия, и делаю там государственную экспертизу. В течение несколько дней специалисты выдают заключение, что данная картина не является исключительной ценностью и может быть передана за рубеж. Пересылаю картину различным доступным способом и обязательно вкладываю полученный документ-разрешение, без него она сможет пройти таможенный контроль. Если пересылать приходится очень далеко, то картину вынимаю из подрамника, скручиваю полотно и вкладываю в тубус. В такие же страны, как Италия или Испания я просто упаковываю картину в большую коробку.
— Вы помните продажу самой первой работы?
— Свою первую картину «Дон Кихот» я продала десять лет тому назад за 500 евро – это были просто огромные деньги, — отвечает Екатерина Лысова. – Работа улетела в Австралию, ее позже внесли в международную интернет-галерею.
Значительную часть денег от продажи своих работ художница отдаёт на лечение или реабилитацию участникам АТО. За полгода она перечислила более 30 тысяч гривен.
— У меня есть два альбома картин – продажа первых позволяет существовать моей семье, а картины со второго альбома идут на благотворительность, — объясняет Екатерина Лысова. — В соцсети Фейсбук я выставляю ту или иную свою работу, указываю цену и сообщаю, что половина денег от продажи пойдет для лечения, реабилитации или покупку протезов конкретному бойцу. Тут же стоит его фото и контакты, в том числе номер счета. Предварительно я связываюсь с волонтерами, они подсказывают, кому именно в первую очередь нужна конкретная помощь. Бывает, что сама из новостей узнаю о тяжелобольном бойце, записываю его контакты, затем уточняю, какие препараты нужны на лечение. Пока продаю картину, волонтеры находятся со мной на связи, рассказывают о состоянии бойца – оно улучшилось или ухудшилось. Я знаю, как и почему тот или иной оказался на больничной койке, есть ли у него родные, кто поддерживает моральный дух парня. Воинам очень важно знать, что их судьба нам не безразлична. Часто бывает, что моральная поддержка больше излечивает, придает сил на борьбу с болезнью, чем перечисленная сумма денег на закупку дорогих медикаментов.
Как только выставляю картину и объявляю, что она идет на благотворительность, то практически моментально появляется тысячи перепостов. Люди следят за моей страницей и молниеносно распространяют информацию. Уже к вечеру я могу продать даную картину.
Волонтеры говорят, что как только я выставляю свою работу, деньги тут же начинают поступать на банковскую карточку. Это объясняется просто – люди, услышав в теленовостях о бойце, не успевают записать о нем информацию. У меня же на странице они находят все его контакты и рассказ о том, как он получил данное ранение. Я пишу также кто он, откуда, есть ли семья, родственники. То есть, в одном посте, у меня информация о картине, ее размеры и сообщение о бойце, которому пойдут деньги от продажи. Люди сочувствуют и помогают.
— Как вы делите картины по альбомам?
— Те работы, над которым я работаю долго и буду просить большую цену, выставляю в обычный альбом, — отвечает Екатерина Григорьевна. – Эти картины могут продаваться несколько месяцев. К сожалению, сейчас немногие могут себе позволить купить картину за десять тысяч гривен. Такие работы в основном уходят за границу. В «благотворительный» же альбом выставляю картины значительно дешевле, чтобы они быстро покупались. Стоимость «благотворительной» работы колеблется от двух до шести тысяч гривен. Половину от стоимости отдаю на благотворительность, за вторую покупаю кисти, масляные краски, подрамники и полотно, которое очень дорогое. Если раньше качественное полотно стоило один метр сто гривен, то сегодня четыреста. А мне нужно очень много полотна. Деньги за обычные картины, не благотворительные, идут на поддержку моей семьи. Ведь я ушла с работы, и теперь продажа картин – этой мой основной доход.
Екатерина Лысова раньше работала журналистом и редактором городской газеты «Искоростень». Параллельно художница рисовала.
— Где бы я ни была – это командировки в разные города или даже страны, всегда в первую очередь посещала музеи искусства, художественные выставки искала встречи с местными художниками, — продолжает Екатерина Лысова. – Я показывала им свои рисунки и получала бесценные консультации. Если обыватель оценивает картину в целом, то художник с технической стороны, он смотрит, как она создавалась. В музеях я изучала мазки именитых художников, интересовалась, почему именно такая техника использовалась тем или иным автором. Сегодня я могу отличить работы и назвать фамилии различных мастеров, не читая их подписи.
Наконец, поняла, что больше не могу совмещать два любимых занятия и отдала предпочтение художеству. Вскоре устроила в городе первую выставку своих картин и позвала бывших коллег-журналистов. Они были поражены моими работами и признали, что я недаром бросила журналистику.
На самом деле я рисую, сколько себя помню, при этом у меня нет специального художественного образования. Когда пришло время выбирать профессию, мама посоветовала поступать на журналиста. Она сказала, что эта специальность будет меня кормить, а рисовать я всегда смогу, главное, иметь талант. Мама понимала, что художнику тяжело себя прокормить и это действительно так. Немного художников продает в достаточном количестве свои картины, чтобы можно было за эти деньги более-менее нормально жить.
Екатерина Лысова творит с детских лет. Ее школьные рисунки ребята забирали с собой в армию и хранили в своих чемоданах среди самого ценного.
— Помню, приду со школы, быстро сделаю уроки и рисую почти до самого утра, — вспоминает художница. – Бабушка говорила, что мой стол был всегда завален различными рисунками. Когда училась в старших классах, то ребята выстраивались в очередь, чтобы я разрисовала их гитары натюрмортами или изобразила русалку. Уже тогда я рисовала масляными красками. На встрече одноклассников, ребята признались, что до сих пор хранят подаренные мной рисунки. Один рассказал, что перенес настоящее горе, когда у него украли гитару с моим натюрмортом.
— Что вас вдохновляет творить?
— Это может быть что угодно – звук негромкой мелодии, свет фонаря или кленовый листик, озаренный утренним лучом света, вдруг заиграл разными красками, — отвечает художница. – Я сразу пытаюсь это запомнить, чтобы перенести увиденное или услышанное на полотне. Помню, однажды шла с мужем по лесу и поинтересовалась у него, замечал ли он, что листья на деревьях могут быть голубыми. Он ответил, что такого не бывает, потому что листья или зеленые, или желтые. Я попросила его приглядеться. В это время роса укрыла листья, они как зеркало отражали небо, и казались голубыми. Художник умеет различать цвета, на которые обычные люди могут не обращать внимания. Мастер улавливает все блики, отображения от стола, стены, окон. Много будущих сюжетов картин приходят во сне. Мне часто сниться, что я летаю над городом или морем.
— Почему некоторые работы долго не можете завершить?
— Это может быть картина больших размеров со сложной темой, где множество мелких деталей, — отвечает художница. – Такая картина требует прописки одного шара, затем второго. Когда первый шар до конца не высох, продолжать работу нельзя – это будет нарушение технологии, картина может потрескаться. Поэтому нужно подождать несколько недель перед тем, как накладывать очередной слой краски.
— Что означает «сложная тема»?
— В такой композиции присутствуют люди, соотношение зданий, — отвечает Екатерина Лысова. – Здесь нужно придерживаться пропорции и геометрии между людьми и окружающими предметами. Гораздо проще нарисовать с натуры. Передо мной в вазе стоит букет цветов — это самое легкое, что можно изобразить. Здесь ничего не нужно выдумывать, смотри и рисуй. А когда сюжет держится в голове, например, люди ходят по городу, вокруг падает листва или идет снег – этот сюжет нужно держать в голове, выверять пропорции. Иногда люди просят сделать копию уже проданной картины. Но я отвечаю, что мне не интересно рисовать одно и то же. Я могу сделать ее только похожей.
— Трудно расставаться со своими работами?
— С первыми картинами было очень трудно прощаться, — признается художница. – Я привыкла, что они было со мной, окружали меня, я могла на них смотреть, с ними разговаривать. А когда прочла в интернете отзывы о своих картинах, тот поняла, что нужно делиться ими. Люди признавались в письмах, что их согревают мои работы, придают энергии, силы, вдохновение жить и трудится. Одна итальянка, например, написала мне, что когда, наконец, получила посылку и смогла вживую посмотреть на картину «Натюрморт с гортензиями», то полчаса не смогла оторвать от нее глаз. Женщина призналась: «Смотрю на картину и… плачу от счастья, что владею таким богатством». Я поняла, что мои работы нужны для радости, для надежды, у них начинается другая жизнь. После этого я начала с легкостью отпускать картины, и даже с удовольствием.
Ленина БЫЧКОВСКАЯ