Из-за отсутствия туристов фермеры не поставляют овощи в гостиницы и рестораны
Как в условиях пандемии доставить свежие овощи и фрукты с полей на стол потребителя? Этим вопросом задались эксперты ФАО, отмечая, что сегодня оказались нарушены все звенья производственно-сбытовой цепочки. Многие рынки не работают, границы закрыты, порты не принимают торговые суда, растут цены на транспортировку грузов. Некоторые фермеры проявляют изобретательность, договариваются с таксистами и доставляют продукцию прямо к порогу потребителя, сообщает ООН.
«Фрукты и овощи – чрезвычайно скоропортящиеся продукты, их необходимо доставлять на рынок как можно быстрее. При этом возможности в сфере торговли ограничены, так как все звенья производственно-сбытовой цепочки нарушены…», — объясняет экономист ФАО Андрей Ярмак.
В странах, где не хватает рабочей силы для своевременного сбора урожая, многие фрукты и овощи могут попросту сгнить на полях. Даже собранные свежие продукты могут испортиться и в ящиках, если их вовремя не отправить по назначению и не разгрузить на месте.
Ситуация осложняется резким снижением спроса на некоторую продукцию и ростом ее стоимости. Так, цена на отдельные продукты, особенно те, которые предположительно укрепляют иммунитет, например на лимоны и чеснок, просто зашкаливает. В то же время другие продукты дешевеют на глазах.
Эксперты ФАО прилагают все необходимые усилия, чтобы помочь производителям фруктов и овощей «выжить» в этой новой ситуации. Так, они анализируют информацию о состоянии рынков и ориентируют отдельных производителей и агробизнес в целом. Цель этой инициативы состоит в том, чтобы свести к минимуму потери во всей производственно-сбытовой цепочке.
Производители проявляют изобретательность, изыскивая новые каналы сбыта. Так, в некоторых случаях фермеры кооперируются с местными таксистами, которые также потеряли доход из-за кризиса, и доставляют свежие продукты потребителям непосредственно на дом. Другие фермеры предпочитают заключать соглашения с известными компаниями, занимающимися доставкой товаров.
В ФАО полагают, что эти инициативы необходимо поддержать, особенно в странах, где закрыты оптовые и местные рынки. Ведь именно рынки — это почти единственная возможность сбыта для мелких фермерских хозяйств в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Масштабы продаж свежих продуктов через супермаркеты в этих регионах намного меньше, чем в Западной Европе.
Из-за отсутствия туристов фермеры и торговцы свежими продуктами также потеряли возможность поставлять свою продукцию в гостиницы, рестораны и предприятия общественного питания.
В таких странах, как Украина, которые в основном сами потребляют продукцию садоводческого сектора, ситуация более стабильна. А страны, зависящие от импорта и экспорта, страдают из-за ограничений, вызванных COVID-19, больше других. Падение цен на нефть, например, снизило покупательную способность стран-крупных импортеров, что привело к сокращению обычно надежных рынков сбыта для таких стран, как Молдова и Узбекистан.