Как отличить мнение от факта, «фейк» от правды, рекламу от нужных сведений
Во Франции детей с детского сада обучают медиаграмотности. Умение отличить мнение от факта, «фейк» от правды, рекламу от нужных сведений – крайне важные навыки в эпоху общества информации и цифровой реальности, сообщает пресс-служба ООН. Когда информация поступает через сотни всевозможных каналов, а свобода слова как в традиционных, так и современных СМИ оказывается под угрозой, как распознать качественную информацию? По случаю Всемирного дня свободы печати Анна Саакян поговорила с Надеждой Ажгихиной, вице-президентом Европейской федерации журналистов.
АС: Тема Всемирного дня свободы печати в этом году звучит следующим образом: «Держать власть под контролем: СМИ, правосудие и верховенство права». При нынешней динамике свободы слова, насколько успешно она сможет «держать власть под контролем»?
НА: Насколько пресса может держать власть под контролем зависит не столько от власти, сколько от самой прессы, от общества. И мы сегодня это видим во всем мире. То, что сегодня происходит, с одной стороны, да, мы движемся к прогрессу, новые технологии, они обеспечивают невероятную демократичность участия в медийных процесса всех. С другой стороны, никода не было в мире такого насилия над журналистами. Вот то, о чем говорит Европейская международная федерация журналистов, это то, что атаки на журналистов никогда не были такими сильными. Только в этом году погибли 32 журналиста. Уже в последние года 2, наверно, Международная федерация журналистов и Европейская федерация журналистов говорят о том, что атаки на журналистов только усиливаются.
АС: Вот как насчет нетрадиционных СМИ сегодня, Интернет, блогосфера, блокчейн технологии. Платформы трансляции информации типа Telegram уже запретили в ряде стран. Вот почему это происходит? Они что, опасны?
НА: Telegram, Instagram, YouTube, множество платформ – это инструмент передачи информации. Инструмент сам по себе он нейтрален. Что находится в нем и как его воспринимают – это совершенно другое дело. Мне кажется, что когда говорят об опасности тех или иных инструментов, просто забывают о том, что их суть, их контент – это нечто иное, чем просто какая-то техническая возможность распространения даже самого недружественного контента. По сетям интернета каждый день распространаяется огромное количество реально экстремистской, опасной, агрессивной информации. Прекратить ее технически, как я понимаю, не представляется возможным. Telegram тут совершенно не при чем. Есть масса других каналов, об этом сейчас очень много говорят. Бесспорно, вот тот факт попыток воздействия на интернет, попытки контроля интернета – вот сейчас в России все обсуждают контроль на Telegram-ом, который на самом деле не удался в полной мере, потому что, действительно, мессенджеры проконтроливароть невозможно, не нарушая всю инфраструктуру интернета. Это говорит о том, что необходимо как-то понять ту реальность, в которой мы существуем. Мы существуем в цифровой реальности, мы существуем в реальности интернета. Интернет – это такая сфера, которую крайне сложно проконтролировать, не нарушая функционирования очень многих систем: экономических, социальных, разных. Что необходимо делать? Конечно, необходимо развивать то, что называется медиаграмотностью — информированность аудитории о том, что есть информция, как с информацией работать, как отличить «фейк» от реальной информации, рекламу, промоушн – от необхоимых сведений. Свобода слова – это дело общества в целом, и здесь консолидация усилий граждан и журналистов очень важна.
АС: Продолжая эту тему, глава ЮНЕСКО Одри Азуле заявила в этом году, что развитие общества знаний и информации требует повышенной бдительности к транспарентности и доступу к качественной информации. Вот учитывая все, что мы обсудили, что может сделать потребитель, чтобы обеспечить себя максимально качественной информацией? Может быть, у Вас будет какой-то список рекомендаций?
НА: Наверно, речь идет о том, чтобы аудитория имела какое-то противоядие против агрессивной информации. Наверно, речь идет все-таки о медиаграмотности, о повышении осведомленности аудитории о том, как эту информацию воспринимать. Мне кажется, те программы, которые разрабатывает ЮНЕСКО и которые поддерживает и Европа, и Европейская федерация журналистов, и очень многие страны, и Россиия в том числе имеет очень хорошую программу по медиаобразованию, кстати, даже для школьников – это очень важно. Это имеет перспективу. Потому что если мы будем вооружены знанием относительно того, как работать с информацией, то влияние какой-то агрессивной информации будет минимизировано. Я знаю, что в некоторывх странах, по-моему, во Франции, программы по медиагромотности распространятся уже в детских садах. Это государственные программы, на них выделены серьезные средтва. То есть, ответственное отношение к тому потоку, который на нас обрушивается буквально каждую секунду – это требование дня, я бы сказала. Поэтому каждый человек может и, мне кажется, должен ответственно относиться к тому, с чем он сталкивается каждую секунду, фильтровать весь этот процесс. Хорошо, если он будет подготовлен, если у него будут какие-то инструмнты отличия фейковых новостей от реальной информации. Хорошо, если он будет представлять вообще, какие источники заслуживают доверия. Ну и здравый смысл и собственное нравственное чувство помогают здесь сориентирвоаться.
Как вице-президент Европейской федерации журналистов, я бы очень хотела всех поздравить с Днем свободы слова. Это очень важный день, и не только для тех, кто работает в СМИ, но и для всех, кто получает информацию: кто смотрит телевидение, слушает радио, знакомится с материалами интернет, читает газеты. Это день, который напоминает нам о том, что свобода слова – это благо для всех. Это то достижение, которое человечество завеовало путем длительных усилий и долгой, трудной работы и борьбы за это право. И свобода слова – это то условие, которое позволяет нам свободно смотреть в будущее.