Как понять, что вашим сознанием пытаются манипулировать
Пандемия COVID-19 привлекла внимание к вопросу дезинформации, но проблема существовала и раньше: информационные фейки провоцируют конфликты, подрывают национальную безопасность, негативно влияют на экономическое развитие. Служба новостей ООН в Украине пыталась разобраться, в чем привлекательность фейков и как c ними успешно бороться.
На днях сотни людей в Киеве собрались на митинг против иммунизации от COVID-19. Многие из участников акции – жертвы дезинформации, наводнившей социальные сети. Вживленные под кожу чипы, всемирный заговор… не все фейки звучат абсурдно: вам могут рассказать про осложнения и побочные явления, что выглядит вполне правдоподобно, но не имеет под собой научной основы. Как же разобраться, где правда, а где вымысел?
Соблюдать «информационную гигиену»
Виктория Романюк, эксперт в области медиа, рекомендует прежде всего соблюдать «информационную гигиену». «В обычной жизни у людей нет миллиона друзей, а есть ближайший круг, которому человек доверяет, – говорит она. – Точно так же стоит вести себя и в информационной среде – не посещать сомнительные ресурсы, «сайты-мусорники», где распространяется информация, провоцирующая ненависть и агрессию».
По ее словам, если, прочитав сообщение, вы ощутили определенное эмоциональное состояние: радость, смех, обиду, гнев, это означает, что кто-то пытался вас «зацепить». «Первое – это анализ своей реакции. Нужно понять, почему именно такую эмоцию вы ощущаете. Второе – внимательное чтение текста. Третье – анализ на предмет источников, ссылок, упоминаний официальных лиц, экспертов и так далее», – рекомендует эксперт.
Вопрос дезинформации стоит для Украины, как и для других стран мира, достаточно остро: c марта по ноябрь 2020 года авторы исследования, проведенного по заказу ООН, проанализировали в социальных сетях и в украинских онлайн-СМИ более 30 миллионов сообщений по теме пандемии и выявили 250 тысяч сообщений дезинформационного характера.
Как защититься от манипуляции
«Мы живем в эпоху информационного взрыва, собственной психике нужно помогать справляться с манипуляциями», – говорит доктор психологических наук, заместитель директора по научной работе Института социальной и политической психологии НАПН Украины Любовь Найденова. По ее словам, манипулирование может быть самого разного толка – от попыток привлечь внимание до очевидного искажения фактов.
«Нужно выделить для себя важную информацию, только ту, которая необходима для принятия решений, – рекомендует психолог. – Нужно следить за предысторией, определять источники, обращать внимание на то, что остается за кадром. Очень много информации, которая не важна – на нее просто не нужно тратить время. Достаточно установить грань и не позволять лишней информации влиять на вашу жизнь».
Медиаграмотность
Учить медиаграмотности эксперты рекомендуют теперь как можно раньше. По данным ЮНИСЕФ, лишь 14 процентов подростков и молодежи всегда проверяют информацию. Украинское отделение Детского фонда ООН совместно с Министерством цифровой трансформации запустили образовательный сериал для молодежи «Медиаграмотность во времена пандемии».
Он дает ответы на вопросы: откуда берутся фейки, что такое конспирологические теории, почему не всегда нужно доверять блогерам, какие слова-маркеры должны настораживать в публикациях и какие методы помогут проверить подлинность фото и видео. Программы рассчитаны на молодых людей, которые много времени проводят в интернете. Курс состоит из шести серий, в которых популярные среди молодежи люди разбираются, способны ли они сами отличить правду и факты от фейков и манипуляций. Сериал построен на примерах наиболее частых фейков про COVID-19, но рекомендации, сформулированные в программах, можно применять по отношению к любым новостям.
Кампания ООН «Проверено»
В ООН, напомним, с началом пандемии запустили кампанию «Проверено», которая призвана противостоять потоку дезинформации, слухов и враждебности, заполонившему социальные сети, а порой и страницы газет, и экраны телевизоров. Ее цель – противопоставить лжи и враждебности правдивую, проверенную информацию о пандемии COVID-19.
В рамках этой инициативы организаторы глобальной кампании дали старт новому онлайн-курсу, цель которого – научить пользователей социальных сетей отличать правду от лжи, защищая таким образом уязвимые группы людей от потенциального вреда. Пять уроков и заданий, из которых состоит курс, помогут пользователям глобальной сети правильно сориентироваться в потоке информации и не дать обмануть себя и окружающих.
НАШ ГРАД