Кубанская казачка выполнила завещание предков, вернувшись на историческую родину — Житомирщину
В X веке земли от Днепра до рек Терек, Кубань, Урал и Кама принадлежали хазарам. Некоторые историки убеждены, что хазары, то есть — славяне, являются предками казаков. С развитием крепостного права в 15-16 вв. число казаков начинает стремительно возрастать. Подавляющее большинство тех, что селились по Днепру, были украинцами, а восточнее, на берегах Дона, Терека и Урала, возникает русское казачество. В 1554 г. Дмитрий Вишневецкий объединил разрозненные ватаги днепровских казаков и построил на острове Малая Хортица форт, расположенный за днепровскими порогами. Так возникла Запорожская Сечь — колыбель украинского казачества. Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому, кроме своих собственных законов. Основным занятием запорожцев были войны с «бусурманами», лихие конные набеги на неприятельские города и селения, отважные морские «поиски» по Черному морю и его побережью. В жестоких боях казаки добывали себе все необходимое: оружие, снаряжение, пищу, лошадей. Так как казаки причиняли много беспокойства властям, (правящая тогда Екатерина не могла позволить возведение державы в самой державе), началось наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в самих казацких частях, но казаки отказались подчиняться. Екатерина II вынуждена ликвидировала Запорожскую Сечь, но разрешила при этом осваивать только что присоединенную Кубань. Так начинается история кубанского казачества.
В это самое время, украинские хлопцы с Житомирщины спасаясь от крепостного права, едут на Кубань. Вероятно потому, что многим приходилось скрывать свое прошлое, казаки давали новобранцам новые фамилии, будучи при этом наблюдательными и даже язвительными. Так появляются Шкода, Белокопытов, Перебейнос, Борщ, Кочерга, жители Полесья становятся Симаколено. Последние обитают на хуторе Кубанка, который вскоре разрастается в станицу Кубанскую.
На Житомирщине живет потомок кубанских казаков Зоя Павловна Даниленко. Прямые родственники Зои Павловны родились и выросли на Кубани, но при этом никогда не забывали, что они являются выходцами с Украины. Сотни лет из поколения в поколение казаки повествовали о своей родословной ветке, описывая чудесные просторы Украины и мечтая вернуться обратно. К сожалению, выполнить завещание прадедов и возвратится на историческую родину, довелось лишь в 1965 году уже вышедшей замуж Зое. Зоя Павловна хранит в своей памяти большое количество казачьих песен о вольных степях, славных походах, а также предания мамы и бабушки о казачьей жизни. Вот что рассказала сама «казачка»:
«Казаки успешно занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и различными промыслами, по всем рекам и лиманам Приазовья и Прикубанья в изобилии водилась красная рыба. В пору нереста в Кубани набивалось столько рыбы, что по плотно сжатой от дна до поверхности реки живой массе казаки свободно переезжали с берега на берег без опаски провалиться. Хлеба было столько, что его поставляли не только в центральную Россию, но и отправляли на экспорт. Каждый казак, начиная с 17 лет, имел право на гарантированный земельный пай. Испокон веков славились кубанские казаки трудолюбием и поэтому жили безбедно. Казаки были православными и придерживались всех библейских канонов. Правда моя мама, Мария Герасимовна Симаколено, вскоре после того, как с ней приключилась обидная история, перестала быть набожной. А вот как все было. Маме тогда шел девятый год. В пору строжайшего поста она побежала к своему крестному, который был священником. Пришла от него уж больно довольная, а моя бабушка и спрашивает про ее веселье. Мама возьми и признайся, что только что объелась у крестного горячими пельменями, как на грех еще соседи у нас в гостях были. Бабушка как стукнет ее коромыслом по руке: «Зачем лжешь?!». Рука так и повисла безжизненно, правда потом ее вылечили. Дошли слухи до батюшки, нужно было как-то оправдываться и вот, что он сказал прихожанам: «Если нельзя, но очень хочется, значит можно».
Наша семья жила безбедно плоть до 1917 года, когда в стране произошла смена государственной власти. В декабре Советское правительство начало планомерную вооруженную борьбу с казачьим правительством. В казачьих областях стали осуществлять политику так называемого большевистского «рассказачивания» — конфисковывали хлеб, другие сельхозпродукты, отбирались земли, производилось полное разоружение, вплоть до расстрела который грозил каждому, у кого было найдено оружие после срока его сдачи. Горькая правда о рассказачивании одна из самых тяжких страниц в истории казачества, хотя у нее их немало. Революция разделила всех казаков – кубанских, донских, уральских – на два непримиримых лагеря. Появились «белые» казаки и «красные». Потерпев поражение в гражданской войне, значительная часть «белых» казаков предпочла добровольный уход и изгнание в другие страны. Но участь «красных» казаков оказалась трагической.Тысячи казаков были или расстреляны или депортированы. Таким образом, все Симаколены оказались в Алтае. На новом месте сказалось казачье трудолюбие, и семья очень быстро начала восстанавливать разрушенное хозяйство. Во время принудительной коллективизации в 1933 году за неподчинение властям репрессируют всех братьев Симаколено, с того времени больше о них ничего не было слышно, лишь семейный альбом сохранил старое фото на память. Со временем налаживалась колхозная жизнь. Трудолюбивые казаки стали опять жить в относительном достатке. И тут грянула Великая Отечественная война, за время оккупации, было расстреляно много мирного населения. Война потребовала от кубанских казаков мужества, стойкости и полной самоотдачи. Потомки запорожцев принесли себя в жертву, но защитили Родину».
Споры о казачестве идут с момента его возникновения вплоть до сегодняшнего дня. Повышенный интерес к казачьей проблеме объясняется стремлением потомков разобраться в запутанной истории предков. Следует признать, что подлинная казачья история долгие годы относилась к «запретным темам». Большинство тех, кто щеголяет сегодня в лампасах и казачьих погонах, не имеют к казакам никакого отношения.
Наш Град
ФОТО из личного архива Даниленко