Украденные в зонах конфликта картины едут на рынки в западные страны

Украденные в зонах конфликта картины едут на рынки в западные страны

Недавняя кража в Нидерландах картины Ван Гога «Сад у дома священника в Нюэнене весной» вызвала большой резонанс в СМИ, как, впрочем, и инцидент с украденной в 2004 году в Норвегии  работой Эдварда Мунка «Крик». Но это — лишь вершина айсберга. О многих случаях разграблений предметов искусства ничего не известно. В ЮНЕСКО собираются «пролить свет» на эту «бессовестную и аморальную деятельность», сообщает ООН. 

«Незаконный оборот – это вопиющая кража памяти народов», – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле. «Повышение осведомленности и призыв к проявлению максимальной бдительности необходимы для борьбы с этой недостаточно признанной реальной проблемой». 

Масштабы незаконного оборота культурных ценностей 

Сегодня незаконный оборот культурных ценностей стал прибыльным преступным бизнесом – его объем во всем мире составляет примерно 10 млрд долларов в год. На этой неделе в ЮНЕСКО объявили о международной информационной кампании по предотвращению разграбления предметов искусства, в том числе археологических памятников. 

Осенью прошлого года в ходе масштабных операций, проведенных более чем в ста странах, были изъяты монеты различных эпох, старинные виды оружия, керамические изделия, окаменелости и картины. Одна только таможенная служба Афганистана конфисковала в аэропорту Кабула 970 предметов, принадлежащих культурному наследию этой страны. В Мадриде были найдены раритеты доколумбовой эпохи, в том числе золотая маска Тумако.  

В ходе двух параллельных операций Всемирной таможенной организации и Интерпола, а также Европола и Гражданской гвардии Испании было изъято в общей сложности около 19 тыс. предметов старины и ликвидировано несколько международных сетей незаконной торговли. Эти спецоперации дают представление о том, каких масштабов незаконный оборот культурных ценностей достиг в последние десятилетия.  

Информационная кампания ЮНЕСКО 

Информационная кампания ЮНЕСКО «Реальная цена искусства» приурочена к 50-й годовщине Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятой в 1970 году.  

В рамках этой кампании будет наглядно показана «другая история» того или иного предмета антиквариата, украденного из определенного региона мира и приобретенного на черном рынке: терроризм, незаконные раскопки, кража из музея, разрушенного войной, уничтожение памяти народа…  

За последние полвека международное сообщество значительно укрепило борьбу с торговцами искусством и «охотниками» за предметами старины, однако незаконный оборот ими по-прежнему процветает. 

Потоки предметов искусства из зон конфликтов  

Культурные ценности, как правило, нелегально вывозят из музеев и археологических объектов из стран, оказавшихся в пучине конфликта. Торговля ими осуществляется незаметно по запутанным каналам сбыта. Попытки следователей, таможенников и других экспертов пресечь эту ставшую уже пандемией деятельность сталкиваются с многочисленными препятствиями.  

Проблема нелегальной торговли предметами искусства – не новая, но эксперты считают, что никогда еще она не стояла столь остро. Отчасти это связано с бесчинством вооруженных, в том числе террористических групп, в зонах конфликтов и повышением интереса коллекционеров, галерей и музеев к предметам искусства и древностям. В 2019 году общий объем продаж на арт-рынке составил примерно 64 млрд долларов.  

Будучи чрезвычайно прибыльным, рынок искусства стал привлекать не только инвесторов, но и мошенников и аферистов, а также все чаще — преступных и террористических организаций, которые используют его для отмывания денег или финансирования своей деятельности.

Реальные масштабы подпольного рынка искусства не известны. Ведь менее половины государств-членов Интерпола сообщают о похищении на их территории культурных ценностей.  Однако в любом случае даже по самым скромным оценкам считается, что незаконная торговля культурными ценностями занимает третье место среди преступных видов деятельности, уступая лишь торговле наркотиками и оружием. 

Украденные статуэтки и картины попадают на легальные рынки в западных странах  

Пройдя через страны транзита, украденные предметы попадают в коллекции частных лиц или торговцев, проживающих в столицах западных стран. Проблема заключается еще и в том, что торговля культурными ценностями сама по себе не запрещена. Очень часто украденные или незаконно приобретенные статуэтки, фризы и старинные керамические изделия попадают на легальный рынок.  

Сегодня одним щелчком мышки компьютера покупатели из любой точки мира могут приобрести статуэтки доколумбовой эпохи и старинную керамику, сохраняя при этом абсолютную анонимность. В 2005 году на онлайн-платформе eBay была выставлена на продажу плитка из храма в Ларсе времен царя Навуходоносора, незаконно вывезенная из Ирака в 2003 году.  

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще больше усугубил ситуацию. Специалисты по цифровым каналам незаконной торговли предметами искусства отметили, что в период изоляции заметно участились случаи продажи контрабандных предметов, в частности из стран Ближнего Востока и Северной Африки, через социальные сети. После этих сигналов компания «Фейсбук» запретила торговлю историческими культурными ценностями через свои онлайн-платформы. 

В ЮНЕСКО уверены, что сегодня можно и нужно отслеживать происхождение похищенных произведений искусства и предметов древности. Это позволит не только выявлять и задерживать контрабандистов, но и возвращать ценные предметы в страну их происхождения.  

В этом году ЮНЕСКО отмечает 50-летие Конвенции, принятой в 1970 году для борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей. Роль ЮНЕСКО заключается в содействии сотрудничеству между государствами, в обеспечении обмена информацией и реализации мер, направленных на запрещение и предотвращение незаконного ввоза и вывоза культурных ценностей и передачи прав собственности на них.  
  НАШ ГРАД