Кубанская казачка выполнила завещание предков, вернувшись на историческую родину — Житомирщину

Кубанская казачка выполнила завещание предков, вернувшись на историческую родину — Житомирщину

казачка1
Кубанская казачка Зоя Павловна в молодости

В X веке земли от Днепра до рек Терек, Кубань, Урал и Кама принадлежали хазарам. Некоторые историки убеждены, что хазары, то есть — славяне, являются предками казаков. С развитием крепостного права в 15-16 вв. число казаков начинает стремительно возрастать. Подавляющее большинство тех, что селились по Днепру, были украинцами, а восточнее, на берегах Дона, Терека и Урала, возникает русское казачество. В 1554 г. Дмитрий Вишневецкий объединил разрозненные ватаги днепровских казаков и построил на острове Малая Хортица форт, расположенный за днепровскими порогами. Так возникла Запорожская Сечь — колыбель украинского казачества. Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому, кроме своих собственных законов. Основным занятием запорожцев были войны с «бусурманами», лихие конные набеги на неприятельские города и селения, отважные морские «поиски» по Черному морю и его побережью. В жестоких боях казаки добывали себе все необходимое: оружие, снаряжение, пищу, лошадей. Так как казаки причиняли много беспокойства властям, (правящая тогда Екатерина не могла позволить возведение державы в самой державе), началось наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в самих казацких частях, но казаки отказались подчиняться. Екатерина II вынуждена ликвидировала Запорожскую Сечь, но разрешила при этом осваивать только что присоединенную Кубань. Так начинается история кубанского казачества.

газета 081
Последнее фото репресированых Симаколен

В это самое время, украинские хлопцы с Житомирщины спасаясь от крепостного права, едут на Кубань. Вероятно потому, что многим приходилось скрывать свое прошлое, казаки давали новобранцам новые фамилии, будучи при этом наблюдательными и даже язвительными. Так появляются Шкода, Белокопытов, Перебейнос, Борщ, Кочерга, жители Полесья становятся Симаколено. Последние обитают на хуторе Кубанка, который вскоре разрастается в станицу Кубанскую.

На Житомирщине живет потомок кубанских казаков Зоя Павловна Даниленко. Прямые родственники Зои Павловны родились и выросли на Кубани, но при этом никогда не забывали, что они являются выходцами с Украины. Сотни лет из поколения в поколение казаки повествовали о своей родословной ветке, описывая чудесные просторы Украины и мечтая вернуться обратно. К сожалению, выполнить завещание прадедов и возвратится на историческую родину, довелось лишь в 1965 году уже вышедшей замуж Зое. Зоя Павловна хранит в своей памяти большое количество казачьих песен о вольных степях, славных походах, а также предания мамы и бабушки о казачьей жизни. Вот что рассказала сама «казачка»:

«Казаки успешно занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и различными промыслами, по всем рекам и лиманам Приазовья и Прикубанья в изобилии водилась красная рыба. В пору нереста в Кубани набивалось столько рыбы, что по плотно сжатой от дна до поверхности реки живой массе казаки свободно переезжали с берега на берег без опаски провалиться. Хлеба было столько, что его поставляли не только в центральную Россию, но и отправляли на экспорт. Каждый казак, начиная с 17 лет, имел право на гарантированный земельный пай. Испокон веков славились кубанские казаки трудолюбием и поэтому жили безбедно. Казаки были православными и придерживались всех библейских канонов. Правда моя мама, Мария Герасимовна Симаколено, вскоре после того, как с ней приключилась обидная история, перестала быть набожной. А вот как все было. Маме тогда шел девятый год. В пору строжайшего поста она побежала к своему крестному, который был священником. Пришла от него уж больно довольная, а моя бабушка и спрашивает про ее веселье. Мама возьми и признайся, что только что объелась у крестного горячими пельменями, как на грех еще соседи у нас в гостях были. Бабушка как стукнет ее коромыслом по руке: «Зачем лжешь?!». Рука так и повисла безжизненно, правда потом ее вылечили. Дошли слухи до батюшки, нужно было как-то оправдываться и вот, что он сказал прихожанам: «Если нельзя, но очень хочется, значит можно».

газета 082
Сестры Симаколен

Наша семья жила безбедно плоть до 1917 года, когда в стране произошла смена государственной власти. В декабре Советское правительство начало планомерную вооруженную борьбу с казачьим правительством. В казачьих областях стали осуществлять политику так называемого большевистского «рассказачивания» — конфисковывали хлеб, другие сельхозпродукты, отбирались земли, производилось полное разоружение, вплоть до расстрела который грозил каждому, у кого было найдено оружие после срока его сдачи. Горькая правда о рассказачивании одна из самых тяжких страниц в истории казачества, хотя у нее их немало. Революция разделила всех казаков – кубанских, донских, уральских – на два непримиримых лагеря. Появились «белые» казаки и «красные». Потерпев поражение в гражданской войне, значительная часть «белых» казаков предпочла добровольный уход  и изгнание в другие страны. Но участь «красных» казаков оказалась трагической.Тысячи казаков были или расстреляны или депортированы. Таким образом, все Симаколены оказались в Алтае. На новом месте сказалось казачье трудолюбие, и семья очень быстро начала восстанавливать разрушенное хозяйство. Во время принудительной коллективизации в 1933 году за неподчинение властям репрессируют всех братьев Симаколено, с того времени больше о них ничего не было слышно, лишь семейный альбом сохранил старое фото на память. Со временем налаживалась колхозная жизнь. Трудолюбивые казаки стали опять жить в относительном достатке. И тут грянула Великая Отечественная война, за время оккупации, было расст­реляно много мирного населения. Война потребовала от кубанских казаков мужества, стойкости и полной самоотдачи. Потомки запорожцев принесли себя в жертву, но защитили Родину».

Споры о казачестве идут с момента его возникновения вплоть до сегодняшнего дня. Повышенный интерес  к казачьей проблеме объясняется стремлением потомков разобраться в запутанной истории предков. Следует признать, что подлинная казачья история долгие годы относилась к «запретным темам». Большинство тех, кто щеголяет сегодня в лампасах и казачьих погонах, не имеют к казакам никакого отношения.

Наш Град

ФОТО из личного архива Даниленко