«Буду рожать столько, сколько Бог даст!»
У многодетных супругов из Коростеня Житомирской области очередное пополнение – мальчик Давид стал шестнадцатым желанным ребёнком в семье Людмилы и Александра Каминских. Малыш появился на свет в Коростенском роддоме. Ребенок полностью здоров, его вес 3,200 кг, рост 52 см. Мама и новорожденный чувствуют себя хорошо.
— Людмила Каминская наша постоянная пациентка, она родила в нашей больнице всех шестнадцать детей, — сообщил заведующий Коростенским роддомом Роман Кит. — Этот случай уникальный для Житомирской области. Я работаю здесь 35 лет, из них 26 заведующим роддомом, но ничего подобного у нас еще не было. Мы гордимся, что Людмила приходит рожать именно к нам. Семья Каминских благополучная, все детки прекрасные, чистые, ухоженные. Сама роженица выполняет все инструкции врачей. Пусть такие мамочки побольше рожают, мы будем только рады. Женщины, которые много рожают, меньше подвергаются онкологическим и другим заболеваниям. Хочу развеять страхи по поводу родов после 40-ка лет. У нас современная медицинская методика наблюдения за беременными и все патологии можно заблаговременно предупредить.
— Я первый раз родила, когда мне было девятнадцать лет, — рассказывает 43-летняя Людмила Каминская. – Сегодня между первым и недавно родившимся ребенком 24 года разницы. Все шестнадцать беременностей были для меня одинаково трудными – мучили токсикозы. Тошнота проявляется обычно с трех месяцев и продолжается до самых родов.
Дети рождались от 2.700 грм. до 3.800 грм. Абсолютно всех рожала сама, без хирургических вмешательств.
— Как муж относится к вам во время беременностей? Наверное, жалеет, бережет, ничего не дает делать? – интересуюсь у многодетной матери.
— Саша уже привык к тому, что я… постоянно беременна, — улыбается женщина. – Он очень трепетно ко мне относиться, хотя от работы не освобождает. У нас большая семья, а еще хозяйство и огород – за всем нужен присмотр. Все девять месяцев беременности я работаю, как ни в чем не бывало. Например, расскажу о дне перед самыми родами. С самого утра начинаются схватки. Я, превозмогая ужасную боль, иду будить детей в школу, одевать младших крох и параллельно готовить завтрак. Ноет спина, болит живот, очень хочется полежать, но малыши тянут за руки поиграть на улицу. Одеваю их, параллельно загружаю белье, в стиральную машинку. Схватки усиливаются. Поглядывая на песочницу с детьми, готовлю обед. От боли, старюсь громко не стонать, чтобы не испугать крох. Возвращаются домой школьники. Кто-то из них говорит, что набедокурил в школе и меня вызывает классный руководитель. Отвечаю, что сегодня прийти не получится – по плану роддом. Успеваю всех накормить, дать разнарядку назавтра и… сама себе вызываю «скорую помощь» — по симптомам уже знаю, что тянуть больше нельзя. Дети звонят папе на работу и предупреждают, что «мама поехала за братиком». Муж старается сразу приехать в больницу, чтобы поддержать меня. Когда я знаю, что он рядом, мне значительно легче рожать. В больнице долго не страдаю, через час-полтора уже появляется на свет доченька или сыночек.
— Когда выходили замуж, планировали быть многодетной мамой? – спрашиваю.
— Если бы 25 лет назад кто-то сказал, что у меня будет столько детей – не поверила б! – восклицает Людмила Каминская. — Мы с мужем думали, что будет максимум трое малышей. Всем известно, что дети приносят счастье, поэтому буду рожать столько, сколько Бог даст. Если доведется, то приду в роддом и в семнадцатый, и в восемнадцатый раз.
— Как сами дети относятся к новости, что скоро в семье ожидается очередное пополнение?
— Детям нравятся такие сообщения, они сразу спрашивают, кого ожидать – братика или сестричку. Потом спрашивают, скоро ли ехать за малышом. Имена придумываем обязательно все вместе. Иногда возникают споры. Мы с мужем терпеливо выслушиваем все стороны. Обычно дочек и сыновей называем в честь родственников, но бывает и исключения. Кому-то из детей просто понравилось услышанное где-то имя, и он предлагает им назвать брата или сестру. Остальные члены семьи могут одобрить или нет, и тогда начинаются настоящие дебаты. Например, те, кто против имени Сергей грозят называть брата не иначе, как «серый». Приходиться всех мирить и предлагать имя, которое примут все.
Александр и Людмила Каминские воспитывалась в многодетных семьях. Людмила вместе с двумя братьями и сестрой подарили своих родителям сорок одного внука! Александр был восьмым, самым младшим ребенком. Сегодня глава семьи трудится на железнодорожном вокзале рабочим. Многодетная мама до декрета работала младшей медсестрой в диагностическом центре. В 2008 году женщина получила почестное звание Мать героиня. На тот момент в семье воспитывалось десять детей. В 2009 году семье Каминских вручили ключи от двухуровневой квартиры жилой площадью 97 кв. в ново построенном доме. Квартира была приобретена за средства местных благотворителей.
За 25 лет семья Каминских основательно разрослась – самой старшей Светлане 24 года, Володе 22, Мише 21, Андрюше 20, Танюше 19, Диме 17, Любе 12, Виктору 11, Марине 10, Максиму 8, Олегу 7, Владу 6, Виктории 5, Карине 4, Алине полтора года и Давиду несколько дней.
— Где сегодня проживает большая семья? – интересуюсь у женщины.
— Жилье, которое нам подарили, отдали двум старшим сыновьям – они женились, у них свои семьи, — отвечает Людмила Михайловна. – Один сыночек уже подарил нам внучку Маргариту, ей почти полтора года. Кстати, моя дочка и внучка, одного возраста! Мы живем в собственном доме на три комнаты, который лично строили. Здесь нас обитает шестнадцать человек.
Обычно варю десятилитровую кастрюлю борща. Для приготовления второго блюда нужно очистить ведро картофеля, а из трех кило мясного фарша налепить котлет. Хлеба едим мало, покупаем ежедневно всего пять буханок. Сколько уходит вареников – не знаю, не успевала сосчитать. Тут леплю, там варю, они моментально съедаются и все равно мало. О пельменях и говорить не приходится, они по размерам гораздо меньше, а лепить нужно больше и быстрее.
Абсолютно все помогают делать дети – одни чистят картофель, другие морковь и свеклу, третьи нарезают капусту. Если бы не их помощь, то я ни за что не управилась. Вместе делаем заготовки на зиму. Помидоры обычно закрываем около ста трехлитровых банок, огурцов немного меньше. Варенья – яблочного, смородинного, черничного, абрикосового – закатываем по двадцать трёхлитровых банок. В меньшую тару закрывать просто не имеет смысла. Полную трехлитровую банку дети съедают за один присест.
Огорода у нас мало, всего тридцать соток, двадцать пять из них засаживаем картофелем. Остальную часть земли — морковкой, свеклой, луком. Но до следующего урожая овощей все равно не хватает, приходиться покупать. Обрабатываем свой участок трактором. На огороде, как правило, работают вся семья – от мала до велика. Четырехлетняя Карина в этом году уже помогала собирать картофель. Полуторагодовалая Алина и новорожденный Давид пока наблюдают за братьями и сестрами со стороны.
— Одежда и обувь в семье переходит по наследству?
— Курточки, кофточки, рубашки прошу детей носить аккуратно, потому что на очереди младший брат или сестра, — объясняет женщина. — Когда развешиваю сушить белье, то оно занимает почти все пространство двора. Если с одеждой проблем нет, то с обувью у нас настоящая беда. К примеру, размышляю, что вон те теплые ботиночки, которые сейчас велики на Олега, будут аккурат ему на следующую зиму. Но за лето его нога настолько выросла, что ботинки, которые были запланированы, уже не подходят. Много обуви изнашивается, еще до окончания сезона, приходиться покупать новую, часто крупным оптом (смеется).
К новому школьному году начинаем готовиться с весны – денег на тетради, ручки, атласы нужно очень много. Поэтому приходиться откладывать заблаговременно. Одних только тетрадей меньше тысячи штук не покупаем.
— Современные дети требуют мобильные телефоны, как решаете этот вопрос?
— Дети знают, что мы с отцом не тратим деньги на такие вещи, — отвечает многодетная мама. – Сыновья и дочери покупают себе телефоны сами, когда начинают трудиться и зарабатывать деньги. Ведь финансово нам никто не помогает, крутимся сами. Порой приходится нелегко, но самое необходимое у детей есть – они обуты, одеты, в тепле, все здоровы.
Семья ежемесячно празднует по два-три Дня рождения. Только два месяца в году «свободные» — в марте и июле пока никто из Каминских не родился. Все остальные месяцы «праздничные». Обычно празднуют весело и шумно. Дети пекут торты, а родители готовят подарки, объясняют, что покупают полезные вещи, никаких безделушек.
— Не просто обстоят дела, когда у кого-то из малышей День рождения, ему обычно дарим новую игрушку, — говорит многодетная мама. — Но вторая и третья крохи не понимают, почему им ничего не дают, и начинают плакать. Приходится покупать подарки сразу всем. И так почти каждый месяц!
Дома у Каминских, как в пчелином улье. Оживает «улей» с самого утра.
— Один, едва проснувшись, кричит, куда дели его брюки, — объясняет Людмила Каминская. – Второй ищет лопатку, чтобы обуть ботинки. Третий просит найти его ручку. Конечно, при этом стоит шум и гам. В ванную и туалет неизменно образовываются две отдельные очереди. Как только двери захлопываются, тут же раздается стук и следует вопрос: «Ты долго?» Вечерами не бывает такого, чтобы кто-то с кем-то не поссорился из-за игрушки. Если мячик или кукла лежит на диване, то они никому не нужны. Но если один взял поиграть, то другому это тоже обязательно понадобиться.
— У вас уже есть огромный опыт беременной женщины, что посоветуете будущим мамам?
— Прежде всего, придерживаться рекомендаций врачей, — отвечает Людмила Михайловна. – При схватках стараться не кричать. Конечно, практически все женщины чувствуют острую боль и думают, что крик облегчит их страдания. Но это не так, потому что беременная еще больше напрягает свой организм, а сам крик отвлекает и даже пугает медперсонал. Я всегда очень тихо себя веду, терплю, иногда, когда совсем невмоготу, то стону. Часто приходится успокаивать, просить потерпеть будущих мамочек, которые пришли рожать впервые. Женщины, лишь услышав, что я здесь нахожусь уже шестнадцатый раз, от неожиданности сразу затихают.
Супруг Людмилы говорит, что их первая встреча закончилась любовью с первого взгляда.
— Я влюбился в Люду, как только ее увидел, — признается 49-летний Александр Каминский. – Эта любовь уже длится 25 лет! Кстати, за домашними хлопотами мы забыли, что у нас серебряная свадьба! Вспомнили о ней только через неделю. Зато к двадцатилетию готовились заблаговременно, гуляли пышно, всей большой семьей. Спасибо Людочке, она подарила мне шестнадцать замечательных детей. Одни уже выросли, работаю, иной служит в армии, кто-то студент или ученик. А малыши находятся в домашнем детском саду.
Конечно, за детьми нужен присмотр, мы стремимся им дать самое лучшее воспитание. Кто бы, что не говорил, а дети приносят радость. Если жена завтра скажет, что беременна – я буду счастлив!
Ленина БЫЧКОВСКАЯ